Глава пятая, в которой мы выясняем, когда же в Кунье был построен каменный храм

Контур храма 333-01

Каменный храм в селе Кунье строился при архиепископе Курском и Белгородском Феоктисте (Мочульском). Однако едва ли Высокопреосвященный владыка смог полюбоваться новой церковью. Уже с 1810 года архиепископ Феоктист «начал болеть и выражал желание удалиться на покой в Обоянский монастырь, но прошение его не было одобрено, и он оставался на епархии до самой кончины»[1]. Преставился владыка Феоктист в 1818 году, завершая девятый десяток жизни. В историю Курского края он вошел как просветитель, педагог и писатель. По его инициативе в епархии были открыты несколько духовно-образовательных учреждений. И в частности — Старооскольское духовное училище, которое прошли многие будущие сельские пастыри и псаломщики.

Последним священником деревянной церкви в Кунье и первым каменной следует считать отца Тарасия «Онисимова сына» Попова, который  сменил священника Стефана Дагаева в 1802 году. Есть все основания считать его сыном священника из Средних Апочек. Во время четвертой ревизии (1782) там служил вдовый батюшка Анисим (Онисим) Попов, у которого было два сына: двадцатилетний Димитрий и семнадцатилетний Тарасий[2]. Оба они приняли священный сан. Первый остался служить в Средних Апочках, сменив отца. А второй, прослужив некоторое время диаконом в селе Бараново, был рукоположен во пресвитера и перешел в Кунье.

На момент проведения седьмой ревизии (1815 год) с отцом Тарасием служили дьячок Леонтий Филиппович Дагаев и пономарь Василий Стефанович Дагаев[3]. На попечении последнего, помимо трех малолетних детей, была сестра Параскева — «умершего священника Стефана Дагаева дочь»[4].

Новый каменный храм в селе построен «старанием прихожан» в 1809 году[5]. Эта дата указана в метрике церкви, составленной настоятелем отцом Феодором Флоринским 27 января 1887 года по просьбе Императорской Академии Художеств. Ее дублирует и А.П. Никулов[6]. Насколько точно определен год постройки храма, трудно сказать. Священник признается, что не имеет документов, подтверждающих эту дату. В литературе можно встретить указание, что церковь в Кунье построена в 1812 году[7]. В «Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии» за 1908 год фигурирует другая дата постройки Покровского храма в с. Кунье — 1816 год[8]. Если принять первую версию за начало строительства, а последнюю за его завершение, то в 2016 году мы сможем повторно отпраздновать 200-летний юбилей куньевской церкви.

Впрочем, одну приходскую тайну нам удалось раскрыть еще при подготовке книги «Иное Кунье». Первоначально каменный храм был однопрестольным. Расширили его почти век спустя.

Церковная стройка начала XIX века стала самым значимым событием куньевской жизни. Тот же Никулов сообщает, что «жители села Кунье для строительства каменной церкви построили кирпичный завод, дающий 30 000 штук кирпича в год»[9]. Есть мнение, что старый кирпичный завод был ближе к берегу реки на месте нынешней большой лужи (или маленького пруда, это уж как вам будет угодно). Но известно, что еще в XX веке кирпич в Кунье производили. Правда, не в промышленных масштабах и кустарным методом. Глину для него добывали в том месте, где теперь цветут яблони, посаженные Александром Шпаковым.

В 1809 году по всей России была объявлена всенародная подписка на памятник Минину и Пожарскому, баснописец И.А. Крылов выпустил свою первую книгу, Александр Пушкин отметил свой десятый день рождения, а великий писатель-классик Николай Васильевич Гоголь вообще только родился. В том же году на юге России возобновилась война с Турцией, за то на севере завершилась война со Швецией, по итогам которой в состав Российской империи на правах Великого княжества вошла Финляндия. Внутри страны активизировали свою деятельность масоны, создав сразу три ложи.

Европе в 1809 году не давал скучать Наполеон Бонапарт, воплощая в жизнь свои «наполеоновские планы». Он одержал победу над австрийской армией у селения Ваграм, но потерпел поражение на сердечном фронте. Развелся с Жозефиной и, задумав породниться с российской императорской династией, попросил руки великой княжны Анны — сестры Александра Первого. «Император Александр дал уклончивый и неопределенный ответ, сославшись на завещание императора Павла (отца), в силу которого распоряжаться судьбой дочерей всецело предоставлено императрице-матери»[10]. Мама была категорически против того, чтобы дочь выходила замуж за иностранца. Хоть и за Наполеона. Отказ огорчил Бонапарта и «вызвал кризис доверия в русско-французских отношениях»[11]. Впрочем, Наполеон недолго печалился. Уже на следующий год он женился на дочери австрийского императора Марии Луизе. Но «приданое» русской невесты ему не давало покоя, и через три года 220-тысячная французская армия вторглась в пределы Российской империи. Началась Отечественная война 1812 года.

Какое это отношение имеет к истории нашего прихода? Да, самое прямое. Если бы мечты Наполеона осуществились, вы бы читали совсем другую книжку…

В 1833 году началась восьмая ревизия. Духовенство Старооскольского уезда переписывали на следующий год после начала переписи. К этому времени куньевский священник Тарасий Попов овдовел. Вскоре он вышел за штат и доживал свои дни в Бараново. Последний раз он упоминается в 1839 году в фрагменте метрической книги именно Тихвинской церкви именно села Бараново[12]. Пономарил в Кунье по-прежнему Василий Стефанович Дагаев. Меж тем его старший сын Павел в 1832 году был рукоположен во священника и определен к Троицкой церкви Подгорной слободы Старого Оскола. А куньевский дьячок Леонтий Дагаев в 1826 году уступил свое место сыну Илье и на следующий год скончался. Составлял ревизскую сказку иерей Феодосий Хлебников, «Старооскольского Духовного Правления Присутствующий».

_______________________________

[1] Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи. 992-1892. Том 3. М.,2004. — с.139.

[2] ГАКО. Ф.184. Оп.2. Д.147. Л.15.

[3] ГАКО. Ф.184. Оп.2. Д.470.

[4] Там же.

[5] Архив Института Истории Материальной Культуры. Ф.Р-III. Арх.№2749. Л.1-об.

[6] Никулов А.П. Старый Оскол… — с.446.

[7] Из истории храмов и монастырей Курского края. Под ред. Друговской А.Ю. Курск. 1998. — с.205.

[8] Цит. по книге: Из истории храмов Курской епархии. Обоянский и Суджанский районы. Курск. 2008. — с.148.

[9] Никулов А.П. Старый Оскол… — с.366.

[10] Мясников А.Л. Путеводитель по русской истории. Книга третья. Золотой век  Российской империи. М.,2011. — с.43.

[11] Коняев Н., Коняева М. Русский хронограф. От Рюрика до Николая II. 809-1894. М.,2014. — с..707.

[12] СОКМ. КП 11937. Книга церковная для регистрации браков села Бараново. 1839г.

Священник Владимир Русин
Из книги «Кунье: 330 лет и 3 года одного прихода»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели