В год рождения нашего прихода будущему императору Петру Великому исполнилось всего десять лет. Но мальчик рос не по дням, а по часам и очень скоро проявил себя как неутомимый реформатор. Он так «отформатировал» «допетровскую Русь», что и по сей день среди историков не утихают споры по поводу того, что мы потеряли и что приобрели в результате этих глобальных преобразований.
Одним из нововведений Петра были ревизии — подушные переписи населения, которые проводились с фискальной целью. Искусство реформ требовало финансовых жертв. А с кого их содрать, если не с родимых налогоплательщиков? Раньше налоги собирали со двора. Но количество дворов сократилось, а людей стало больше. Просто они держались друг за дружку, не спешили отделяться. Тогда Петр Первый решил собирать налоги не подворно, а подушно, для чего и затеял в 1718 году первую ревизию. По ее итогам собирались «ревизские сказки», ныне служащие бесценным историческим источником. (Ревизии продолжались и при последующих императорах. Всего их за 140 лет было проведено 10). Хотя духовенство относилось к неподатному сословию, в большинстве ревизий и ему уделили внимание.
В период первой ревизии клир Покровского храма в селе Кунье состоял из священника и дьячка. Священник Иоанн Денисов, т.е. Денисов сын или Денисович. Фамилии еще не получили повсеместного распространения. Для идентификации личности вполне хватало имени-отчества. Было на ту пору отцу Иоанну 25 лет.
На три года старше священника был куньевский дьячок «Поликарп Варлаамов сын Попов»[1]. Дьячок уже удостоился и фамилии. К слову, самой распространенной в среде духовных лиц.
До 1760-х годов к приходу в селе Кунье относилась деревня Бараново. Затем там был построен свой деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери[2].
Следующую ревизию проводили уже при императрице Елизавете Петровне в 1744-1747 годы. В ревизских сказках этого времени дьячком куньевской церкви по-прежнему числится «Карп Ворламов сын Попов»[3], достигший уже 65-летнего возраста. А священником был Прохор Карпов сын Попов, 28-ми лет от роду. Ряд совпадений наводит на мысль, что в документе речь идет об отце и сыне.
При проведении третьей ревизии (в 1762 году) духовенство, к сожалению, не учитывали. Поэтому кто в этом году служил в Кунье мы не знаем.
Из данных новой ревизии известно, что 16 ноября 1781 года священником нашего прихода стал Иов Поликарпович Дагаев[4]. А до 1802 года в Кунье священствовал Стефан Дагаев.
Сведения ревизских сказок дополняют данные из «Топографического описания Курской губернии» на 1784 год: «селение Кунья лежит при речке Большом Осколе, в нем церковь деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, при которой церковно- и священнослужительских дворов три, в них душ 13»[5]. «При самом селении на означенной речке мельница помещицы Елены Хитровой о двух анбарах, двух мучных поставах и семи просяных ступах»[6].
На момент проведения четвертой ревизии проживало в Кунье 138 человек. В основном — однодворцы. Но были и несколько дворян: вдова капитанша Авдотья Яковлевна Головина с двумя крепостными крестьянами, поручик Иван Иванович Киреевский, неслужащий дворянин Николай Евсеевич Колесников да «недоросль» Измаил Васильевич Шаталов[7]. Впрочем, сама капитанша Головина жила во Ржавце, где за ней числилось еще 28 крепостных крестьян и водяная мельница на речке Ржавце.
Более крупным ржавским помещиком был подполковник Александр Тельс, имевший 88 крепостных душ[8]. Владели помещики и лесом, находящимся на «болотистом и буеракистом местах»[9].
Упоминаются в «Топографическом описании…» и окрестные населенные пункты.
Село Никольское в нем названо «Подголым тож» и сказано, что проживало в нем 215 однодворцев, а так же подпоручик Лев Семенович Гринев и вдова «канциляристша» Елена Афанасьева с сыном Иваном[10]. Было в Никольском две кузницы, а во Ржавце — одна.
В Бараново при относительно небольшом населении (чуть более ста однодворцев) имелось целых шесть помещичьих дворов[11]. Вот любили строится в Бараново в XVIII веке. Любят и сейчас.
В 1787 году Белгородско-Обоянская епархия была переименована в Белгородско-Курскую. За год до наступления нового XIX века епархию вновь переименовали, поменяв местами первенство. Теперь она называлась Курская и Белгородская. Однако еще долго правящие архиереи жили в Белгороде, не торопясь переезжать в главный кафедральный город.
Завершая XVIII век, нельзя умолчать о самом почитаемом белгородском архипастыре — святителе Иоасафе. Он сравнительно недолго управлял Белгородской епархией: с 1748 по 1754 годы. Однако из жития этого святого, известно, что он посещал самые отдаленные уголки своих обширных духовных владений. Село Кунье находилось в границах его архипастырской ответственности. Как знать, может быть святителю Иоасафу довелось побывать и в наших краях. Такой факт значительно оживил бы историю куньевского прихода, часть которой мы вынуждены были описывать лишь по ревизским сказкам.
______________________________________
[1] РГАДА. Ф.350. Оп.1 Д.385. Ч.2. Л.879.
[2] Никулов А.П. Старый Оскол… — с.282.
[3] РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.3401.Л.14.
[4] ГАКО. Ф.184. Оп.2. Д.147.
[5] ГАКО. Ф.Р-30. Оп.1. Д.187. Л.64. /Цит. по книге Из истории храмов Курской епархии. Горшеченский, касторенский, Мантуровский и др. р-ны. Часть 2. Под ред. В.Л. Богданова, Н.А. Елагиной. Сост. Л.С. Ласочко, Т.Н. Потаскаева. Курск, 2014. — с.14.
[6] ГАКО. Ф.Р-30. Оп.1. Д.187. Л.64.
[7] Там же. лл.63-64.
[8] Там же. Л.87.
[9] Там же.
[10] Там же. Л.76.
[11] Там же. Л.26.
Священник Владимир Русин
Из книги «Кунье: 330 лет и 3 года одного прихода»