Наши земляки на Афоне

«В Русский Свято-Пантелеимонов монастырь

поступали жители почти всех мест России.

Среди губерний выделялись Курская (369 человек),

Подольская (340), Воронежская (259)»

Елена Андрусенко, зам.директора

Старооскольского краеведческого музея

В 2016 году наша Церковь широко празднует 1000-летие русского присутствия на Святой горе Афон. Именно тысячу лет назад, а точнее — в феврале 1016 года, русский игумен Герасим поставил свою подпись под одним из святогорских документов. Это было первое письменное свидетельство, подтверждающее появление на Афоне наших соотечественников.

Афон в России любили. На него равнялись. Туда стремились те, кто искал настоящей монашеской жизни, подлинного удаления из мира. Ведь этот полуостров будто специально создан Богом для иноческого жития. Туда не так-то просто добраться. Афон называют «монашеской республикой», в которую вход женщинам категорически воспрещен. На Святой горе одних только монастырей около двух десятков, не считая великого множества скитов.

Неудивительно, что проторили свою тропку на Афон и наши земляки. Одни отправлялись туда в паломничество, другие — на постоянное место жительства. Одним из самых известных русских афонитов стал сын старооскольского купца Иван Павлович Соломенцов, в постриге — иеросхимонах Иероним. Почти полвека, с 1836 по 1885 годы, подвизался он на Афоне. Долгое время был духовником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Но среди тех, кто пользовался его духовными советами, были не только насельники афонских обителей. Батюшка вел активную переписку с мирянами, живущими в России. Сейчас об отце Иерониме написано немало книг, изданы его воспоминания и письма. Поговаривают и о скорой канонизации этого подвижника. Не в малой степени и его заслуга в том, что куряне в числе братии на Афоне занимали второе место, уступая лишь москвичам. Было бы странным, если бы в общем списке монахов (монахологии), изданном недавно, не было уроженцев сел Горшеченского района.

схииеродиакон Афросидий

схииеродиакон Афросидий во время воинской службы

24 марта 1908 года в Свято-Пантелеимонов монастырь поступил на послушание Афанасий  Маклаков из села Кунье. Родился он в 1885 году в семье простых крестьян Георгия и Анисии. В марте 1911 года послушника постригли в рясофор, а через четыре года и в мантию. Несмотря на это через год А.Г. Маклакова по требованию Солунского консула призвали на Солунский фронт. (В этот период и была сделана единственная сохранившаяся фотография нашего земляка). В 1919 году после демобилизации монах вернулся на Афон и уже до конца своих дней не покидал Святую гору. В 1924 году митрополит Антоний (Храповицкий) рукоположил его в сан иеродиакона. В 1930 году Маклаков принял схиму и стал схииеродиаконом Афросидием. Скончался отец Афросидий в 1958 году.

Интересна история двух братьев Игнатовых из хутора Долгого, который находился в окрестностях  села Кунье, но исчез в годы коллективизации. Старший брат Косьма Федосеевич Игнатов родился в 1875 году. В 1903 году, когда в Покровском храме села Кунье появилась Иверская икона Божией Матери, написанная специально для нашей церкви афонскими иконописцами, Косьма был принят в Свято-Пантелеимонов монастырь. Послушание он проходил в монастырской канцелярии. В 1907 году его рукоположили в рясофор и на четыре года командировали в Москву, на афонское подворье. В 1911 году монах Косьма вновь вернулся на Святую гору и через год встречал здесь своего брата Петра, который по его примеру поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Однако Петр Федосеевич после трехгодичного послушничества был призван на фронт Первой Мировой войны и уже не смог возвратиться на Афон из России, ставшей Советским Союзом.

Вне Афона оказался и монах Косьма (Игнатов). В 1914 году его вновь отправили на московское подворье Свято-Пантелеимонова монастыря.  Так он и остался в Москве, скончавшись в 1922 году.

А Петр Федосеевич воротился на малую родину, где принимал самое активное участие в жизни куньевского прихода. В 1920-е годы он был ктитором храма. Во время коллективизации местные власти сделали ему предложения вступить в колхоз, пообещав хорошую должность, при условии, что он оставит церковь. Петр Игнатов и церковь не бросил, и в колхоз не вступил, за что и был вместе с другими хуторянами сослан на Соловки. По словам родственников, срок он отбыл и поселился в Федосеевке. Вот только северная ссылка высосала из него все жизненные силы. Прожил он на свободе недолго.

Не избежали гонений и некоторые иноки, не покидавшие Афона.  К примеру, схимонах Протоген (в миру Петр Алексеевич Овчинников), уроженец села Старомеловое. Родился будущий афонит в 1878 году. На Святую гору прибыл в 1905 году. Через два года был пострижен в рясофор. Еще через год — в мантию. С 1 января 1942 года нес послушание старшего эконома обители. В 1947 году светские солунские власти арестовали отца Протогена и приговорили к тюремному заключению, якобы за сотрудничество с болгарами. Срок он отбывал на острове Закинфос. На Афон схимонах Протоген вернулся летом 1950 года, а весной следующего года скончался.

В первые годы советской власти, по вполне понятным причинам, афонская братия не пополнялась за счет выходцев из России. Однако после хрущевских антицерковных гонений ситуация постепенно начала меняться. Среди первых «ласточек», отправившихся из СССР на Афон был отец Ипполит (Халин), уроженец села Субботино Курской области. Его афонский период продлился с 1966 по 1984 года. Вернулся в родные края он, чтобы поправить здоровье, а тут и Россия начала выздоравливать от безбожия и русской пастве потребовались опытные врачи душ человеческих. До того, как стать наместником возрождающегося Рыльского монастыря и прославиться на всю Россию как «самый добрый батюшка на земле», архимандрит Ипполит успел послужить на разных приходах Курской епархии. В том числе и в нашем Горшеченском районе. С мая по сентябрь 1986 года старец Ипполит был настоятелем Покровского храма в Кунье.

До революции многие жители сел, ныне входящих в состав Горшеченского района, отправляли на Афон поминальные записки и посильные пожертвования. В благодарность святогорские насельники передавали сюда иконы. Во многих горшеченских храмах можно было встретить иконы афонского письма. В Кунье и Ключе они сохранились  до нашего времени, являясь свидетельством прочной духовной связи нашего края с одним из центров Вселенского Православия.

Священник Владимир Русин, с. Кунье,

газета «Маяк» 18 февраля 2016 г

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели