Глава восемнадцатая, в которой прихожане избирают нового настоятеля

Контур храма 333-01Иерей Петр Дагаев был достаточно заметной фигурой в церковной жизни уезда. Он входил в состав благочиннического совета 4-го Старооскольского округа, избирался в ученый совет Старооскольского духовного училища, нес послушание церковного следователя. До революции 1917 года семья куньевского священника имела две с четвертью десятины усадебной земли, 22 десятины церковного надела, дом в пять комнат, два амбара, лошадь и корову.

Отец Петр с 1993 по 1929 год (с небольшим перерывом) жил в Кунье. Никто из настоятелей нашего храма за всю его историю не смог, если так можно выразиться, «побить этот рекорд». Здесь у батюшки Петра и его матушки Варвары родились все их дети. Но лишь один из сыновей Дагаевых стал священником. Иаков.

Яков Петрович Дагаев

Яков Петрович Дагаев

Иаков Петрович появился на свет 13 октября 1895 года. Восприемниками при его крещении были священник села Средние Апочки Алексей Петрович Мартынов и капитанская вдова Серафима Ивановна Молчановская из Старого Оскола. В 1911 году Иаков окончил Старооскольское духовное училище. А в апреле 1917 года получил свидетельство об окончании полного курса Курской духовной семинарии. В свидетельстве оговарилось, что «в случае непоступления на службу по духовному ведомству, или на учебную службу в начальных и церковно-приходских школах Яков Дагаев обязан возвратить духовному ведомству сумму, употребленную на казенное его содержание в семинарии, в размере 172 р. 50 коп.». Однако, после всех потрясений, которые принес 1917 год, эта оговорка потеряла свою силу. Церковные школы прекратили существование после известного декрета 1918 года. А служба в духовном ведомстве превратилась в непрерывное исповедничество, нередко завершающееся мученическим венцом. К такому подвигу не всякий выпускник духовной школы был готов.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Якова Дагаева, если бы в 1920 году он не получил предложения стать священником куньевской церкви. Всю зиму прихожане Покровского храма ожидали возвращения отца Петра, выбывшего из села еще в конце осени. Но от него не было никаких вестей. Прошло Рождество Христово, начался Великий Пост, приближалась Пасха. А от исчезнувшего батюшки не было ни слуху, ни духу.

Наконец, 24 марта 1920 года на церковно-приходском сходе в доме псаломщика Петра Игнатова было принято решение просить у священноначалия назначить в Кунье нового настоятеля. Председательствовал на этом собрании Стефан Яковлевич Косаров. Его товарищем был Иван Стефанович Шестаков. А обязанности секретаря исполнял Иван Лихачев. Жители деревни Ржавец и хутора Игнатов (или по-другому Долгое) прислали на сход своих представителей. Кто именно представлял ржавских прихожан я так и не смог расшифровать. (Уж больно почерк неразборчивый).

А вот за хуторских голос подавал Петр Федосеевич Игнатов. (Тот самый бывший послушник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, которого мобилизовали на фронт после начала Первой Мировой войны и который уже не смог вернуться на Святую гору из России, объятой пламенем Гражданской войны).

Свои подписи под протоколом поставили  Михаил Часовских, Василий Сотников, И.Маклаков, Чучуков, Хайминовы и другие участники схода[1].  Яков Дагаев, «несмотря на тяжелое положение духовенства», дал свое согласие и написал прошение о рукоположении в священный сан на имя владыки Назария, архиепископа Курского и Обоянского.

«Покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство назначить меня временно исполняющим обязанность священника при Покровской церкви села Кунья (в документах тех лет часто встречается именно такой вариант написания названия села. — прим.автора) Ястребовской волости Старооскольского уезда Курской епархии, на место отца моего, священника Петра Дагаева, находящегося в безвестном отсутствии».

К прошению прилагалось свидетельство об окончании Курской духовной семинарии, метрическая выпись, протокол собрания граждан села Кунье, а также удостоверение священника Иоанна Самойлова из села Никольское, в котором он подтверждает факт долговременного отсутствия на куньевском приходе о. Петра Дагаева[2].

Ожидать положительной резолюции на это прошение нельзя было, не решив одного важного вопроса. Кандидат в священники был холост. К началу лета с Божьей помощью появилась и кандидатка в будущие матушки.

2 июня 1920 года в Христо-Рождественской церкви села Верхние Апочки Тимского уезда состоялось таинство венчания Якова  Дагаева и Зинаиды Воейковой. Таинство совершил священник И. Королев в сослужении диакона Ефрема Тимофеева. А через две недели ставленник Я.П. Дагаев уже был в Курске, где отвечал на вопросы ставленнической анкеты. Отпечатанные до революции формы допросного листа к тому времени уже все вышли, и Якову Петровичу пришлось все писать самому. А, следовательно, это дало ему возможность еще раз испытать свое сердце и глубже прочувствовать важность и ответственность предстоящего служения:

«… Рукоположения в иерейский сан ищу для славы Божией и спасения души, с искренним намерением послужить Святой Церкви, как святых отцов правила и церковные уставы повелевают».  Ставленник обязался «всякое священнодействие и молитвословие совершать по чинопоследованию церковному с благоговением, довольствуясь добровольным за то даянием от своих прихожан». Во время присяги накануне рукоположения Яков Дагаев клялся, что желает «провождать жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, иметь в мыслях не свою честь или выгоду, но славу Божию, благо Святой Церкви и спасение ближних».

И вот 6 июля архиепископом Курским и Обоянским Назарием (Кирилловым) в Курском Знаменском соборе ставленник Иаков Дагаев был рукоположен в сан диакона. (При рукоположении руководил иеродиакон Иустин). А на следующий день в том же соборе, но уже епископом Рыльским Никоном (Пурлевским), викарием Курской епархии, новопоставленный диакон Иаков был рукоположен в сан иерея. (При рукоположении руководил иеромонах Иеремия).

8 июля, отслужив вечерню, утреню и раннюю Литургию, священник Иаков Дагаев заслужил удовлетворительную оценку наблюдавшего за ходом службы иеромонаха Феофана и по указанию епископа Никона был отпущен на приход в село Кунье.

А там его ждали не только прихожане, но и вернувшийся из «безвестного отсутствия» отец.

___________________________________________

[1] ГАКО. Ф.750. Оп.2л. Д.534. Л.10.

[2] Там же. Л.9.

Священник Владимир Русин

Из книги «Кунье: 330 лет и 3 года одного прихода»

(Продолжение следует читать)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели