Глава первая, в которой мы ориентируемся во времени и пространстве

Контур храма 333-01

Село Кунье находится почти в центре треугольника, вершинами которого являются три областных центра: Курск, Воронеж и Белгород. Но крепкие родственно-хозяйственные узы связывают наше село с другим городом — Старым Осколом, второй «столицей» Белгородской области.

Сам Старый Оскол до революции был уездным центром Курской губернии. Возник он на карте в 1593 году, когда царь Феодор Иоаннович всерьез взялся за укрепление южных границ государства. В первое время потребовалось новый населенный пункт оградить крепостною стеною от «Дикого поля», по которому шныряли татарские  (и не только) бандформирования. Старый Оскол строился как крепость.

Интересную реконструкцию событий рождения города приводит старооскольский краевед А.П. Синдеев, автор исторического очерка, изданного к 300-летию Старого Оскола. По его словам, на место, утвержденное царем, отправился большой обоз, в который, помимо ратных людей, входили священники и дьячки, снабженные «книгами, ризами, антиминсами и пр. церковным строением»[1]. Воевода, прибыв в пункт назначения, «велел священникам петь молебен с водосвятием и окропить святою водою место крепости; и тогда только было приступлено к построению стен города»[2].

Надо ли добавлять, что одним из первых сооружений в городе был храм? Основатели Старого Оскола выстроили большую соборную церковь в честь Рождества Богородицы. По сему видно, что надеялись они не столько на крепость городских стен, сколько на помощь Божию. Ведь еще псалмопевец Давид заметил: «Если не Господь созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126.1).

Прошел «бунташный» XVII-й век, начавшийся Смутой и завершившийся петровскими реформами. Немало тревог и скорбей принес он обитателям нашего края. Не давали покоя жителям южных границ Московской Руси старые и новые недруги: поляки, литовцы, воровские черкассы, ногайцы и крымские татары. Последние так и вовсе вели «набеговое хозяйство», строили свою экономику на военных завоеваниях, выкачивая жителей кочевым «насосом»[3]. Отмечают, что после Смуты явно негустое население Оскольского уезда «почти сплошь состояло из детей боярских, с добавлением беломестных (не платящих подати) казаков»[4]. Уезд «был буквально «сдавлен» на берегах р. Оскол между Изюмской и Кальмиусской сакмами»[5]. И тем не менее, многие малые населенные пункты в окрестностях Старого Оскола были основаны именно в XVII веке. Кунье — один из них.

Некое местечко под названием Куньи колодезь упоминается в Оскольской дозорной книге 1615 года, скоропись которой расшифровал историк Анатолий Павлович Никулов. В этом документе сказано, что земля «от Куньи колодези по обе стороны реки Оскола и на берег по десятине со всяким угодьем»[6] отдана в вотчину Старооскольскому Троицкому монастырю. Но тот же Никулов в 2004 году при описании Оскольского уезда указал: «Сохранились в настоящее время небольшие речушки под одним названием Куньи, одна из которых на севере от Оскола, а другая на юге»[7].

Южная речушка к нашему Кунье явно никакого отношения не имеет и ее, вероятно, следует отождествить с тем водоемом, который в Писцовой книге 1643 года назван Окунь колодезем[8]. А если северной речушкой считать тот ручеек, который когда-то при таянии снега тек на западной околице нашего села и впадал в реку Оскол, так он пересох давно. От этой маленькой речки А.П. Никулов даже производит второе названия нашего села — Скупое. (Есть еще третье, но о нем позднее). Река Кунье (или Куневая), по утверждению Анатолия Павловича, была маловодной, «скупой» на воду[9]. Вот тебе и Скупое.

Можно встретить сведения, что в Кунье уже в первой трети XVII века живут люди. Хотя их совсем немного. Всего два двора. Однако официальной датой основания села, по мнению историка Никулова, следует считать 1675 год. Кунье возникло как «отделившаяся часть Ездочной слободы»[10] Старого Оскола.

Ездоки и раньше пользовались куньевскими угодьями. А когда риск набегов и грабежей снизился, дерзнули поселиться вдали от городских стен. Через семь лет после официального основания села, т.е. в 1682 году, в Кунье уже был храм. Деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построил Василий Шестаков «с товарищами»[11]. Она собирала под свои своды местных жителей для молитвы более века, пока в Кунье не появился новый каменный храм. А еще через столетие этот храм уже совсем другие «товарищи» пытались закрыть, разрушить и даже затопить. Но об этом читайте в следующих главах.

_______________________________

[1] Синдеев А.П. Краткий исторический очерк города Старого Оскола. 1893г. /репринт/. — с.9.

[2] Синдеев А.П. Там же. — с.10.

[3] Тюрин А. Русские — успешный народ. СПб.2013.- с.20.

[4] Тюрин А. Русские — успешный народ. СПб.2013. — с.59.

[5] Никулов А.П. К вопросу о методике изучения сельских поселений по писцовым и переписным книгам. // Молодые ученые — науке, образованию, производству. Сборник докладов (Экономика, гуманитарные науки). Ст. Оскол, 2004. — с.265.

[6] Никулов А.П. Оскольские древности. Часть I. Старый Оскол. 2004.  – с.25.

[7] Никулов А.П. Там же. – с.132.

[8] Никулов А.П. Оскольские древности. Часть II. Старый Оскол. 2004. — с.589.

[9] Никулов А.П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края). Курск. 1997. — с.86.

[10] Там же.

[11] Там же. — с.173.

Священник Владимир Русин
Из книги «Кунье: 330 лет и 3 года одного прихода»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели