Илиодор (Чистяков), архиепископ Курский (†1861г). Слово на   Благовещение  Пресвятой  Девы  Марии.

 

Илиодор архиепископ Курский Благовестите день от дне

спасение Бога нашего.

(Пс. 140. 2.)

 

Как не благовестствовать о той великой тайне Царствия Небесного, которая свыше открыта дольному миру – Святой Церкви о том неизглаголанном благодеянии, которое явлено роду человеческому? Горе нам, служителям Слова, аще не благовестствуем – благо наше и долг звания к тому призывают! И если бы мы, служители Слова, остались безмолвными: то камни, не имеющие ни чувства, ни языка, громогласно проповедали бы славу Божию, спасение человеков. Как же нам, одаренным и разумом, и языком, озаренным светом веры, призванным в служение, приносити хвалу Богу – плод устен, исповедающихся имени Его (Евр. 13. 51); как не исповедать едиными устами и единым сердцем день от дне спасение Бога нашего?

Благовестите день от дне спасение Бога нашего. И се, воистину благовествуется во всем мире Христианском, в градах и весях, день от дне, из рода в род спасение наше, Богом обетованное и Богом совершенное! Вожделеннейшее благовестие для всей твари, для неба и земли, для Ангелов и человеков! Какой ум не почудится, како совершися спасение наше? Какое сердце не преисполнится неизглаголанною и прославленною радостию (1 Петр. 1.8) о том, что в орудие великой тайны спасения избрана Единая от земнородных – чистейшая Дева Мария, что послан возвестить Деве хотящую открытися тайну великий Таинник Божий Архангел Гавриил? Когда Архангел Гавриил, посланный возвестить Деве Марии велию тайну Богоявления во плоти, явился к Ней с высоким приветствием: радуйся Благодатная: Господь с Тобою (Лк. 1.28); и се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (ст. 31): то и сия Богоизбраннейшая Дева при неожиданной вести смутилась; смутилась, но не смешалась. Не облако неверия объяло сердце Ее, но светлый луч веры, давно сиявший в глубине души ее, возбудил ее возвести очи горе – к Богу, к благоговейному испытанию: како будет сие, идеже мужа не знаю (ст. 34)? Как дева, целомудреннейшая дева, браку не причастная, может родить Сына безлетного? Как может дева соделаться матерью и пребыть девой нетленной? Чудо велие и преславное! Како будет сие? Дух Святый, вещает ей Архангел, найдет на тя и сила Вышняго осенит тя. Тем же и раждаемое Свято, Сын Божий наречется (ст. 35). Мария верит, что идеже хощет Бог, побеждается естества чин; Мария успокаивается, предается в волю Господню: се раба Господня; буди мне по глаголу твоему (ст. 38), Архангеле Божий! Мария зачинает от Духа Свята, рождает Сына Божия. Рожденный от Девы наитием Святого Духа соделывает спасение жизнью и смертью Своею: Крестом умерщвляется смерть; на кресте воссиявает слава Божия; с Креста каплет жизнь человекам. Радуйся Присноблаженная! Тобою дадеся нам радость. Ликуйте людие с Благодатною! С Нею и в Ней – Господь; чрез Нее и с нами вселися и поживе, и ныне живет.

Благовестите день от дне спасение ваше, Богом предустроенное, Богом возвещенное, Богом соделанное и в Боге сокровенное. Мы не разумеваем, как совершилась сия великая тайна спасения; как Дева рождает и Девой пребывает; как Сын Божий соделывается сыном человеческим; как Бессмертный умирает на кресте и смертью разрушает ад, и побеждает смерть, и двери Царствия Небесного отверзает. Не разумеваем (тайна сия и Ангелам недоведома): но радоваться о спасении своем можем; благодарить Спасителя, ублажать Матерь Его, яко ковчег нашего спасения должны; благовестствовать во вся дни живота нашего спасение наше, соделанное Иисусом Христом, обязаны.

Благословите день от дне спасение Бога нашего языком – в гласе радования, в псалмах и песнях; но внимайте – содевается ли Божие спасение в душах ваших; водворяется ли в них Дух Христов – дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви; подражаете ли сколько возможно тем высоким добродетелям, коими Дева Мария привлекла благоволение Господа и по коим соделалась достойной быть одушевленным храмом Бога живого – Спасителя мира? Какими добродетелями особенно сияла Дева Мария, яко луна, озаряемая лучами невещественного Солнца – Солнца правды; теми же добродетелями должна украшаться каждая душа, ищущая общения с Христом и во Христе своего спасения. Ангелоподобное целомудрие по душе и телу, благоговейное смиренномудрие, возвышеннейшая любовь к Богу и ближним, всецелая преданность воле Божьей и безмолвное послушание были драгоценными перлами, кои украшали душу и тело Марии и кои привлекли благоволительный взор Царя Небесного. Она от юности посвящена Богу; самые цветущие лета жизни провела при храме в Богомыслии, беседовании с видимыми Ангелами Церкви — Священнослужителями и невидимыми – умными Силами; провела в молитве непрестанной, в славословии Господа и Бога своего неумолчном, в рукоделии, свойственном Ее полу и летам. Вот образ Ее жизни, вот Ее важнейшие занятия!

Братие! На кого и ныне призирает Господь милостивым оком, если не на тех, кои благоухают вонею целомудрия по телу и душе? Девственники стоят на небеси по тайновидению Иоанна окрест Престола Господня (Апок. 14.3-4); они и на земле велию имеют благодать – быть Ангелами во плоти, с дерзновением приближаться к Престолу благодати. Чудно то, что три отрока, орошенные благодатью, не опалены огнем в пещи Вавилонской: но гораздо чудеснее, когда девственники, нося в себе горящую пещь, не опаляются пламенем вожделений, быв прохлаждаемы росою благодати, слезами молитвы. Честен и брак, законом освященный, и ложе нескверно (Евр. 8.4); честен брак о Господе, яко велия тайна – во Христа и во Церковь (Еф. 5.32), т.е. в образ святого союза Христа с Церковью. Честен брак, брак святой о Господе: но чистое и святое девство честнее, драгоценнее и Богоугоднее честного брака.

Кому являет особую свою милость Всевышний, и видимо и невидимо, если не смиренным? На кого воззрю, глаголет Господь, аще не на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес моих (Ис. 66.2)? Кому Всеблагий Господь посылает и блага земли, и дары небеc – дары Духа Святого, как не тем, кои хранят Святой завет Его, ходят в жизнодательных заповедях Его, благодушно несут крест скорбей, от Него посылаемых? Почему надобно, Братие, хранить целомудрие по душе и телу, смиренномудрие пред Богом и человеки, послушание безмолвное среди всех изменений жизни, преданность судьбам Промысла, всецелую при всяком указании служения Господу, дабы соделаться храмом Духа Святого, приять залог живота, в Боге сокровенного. Надобно от юности поучаться в законе Господни (Пс. 1.3), который есть светильник ногам нашим (Пс. 118.105); драгоценнейшие дни жизни посвящать Господу на служение; славословить Его и сердцем, и устами. Надобно заниматься и упражнениями, свойственными званию, полу, возрасту; но попечение о спасении души своей предпочитать всякому занятию земному: кая бо польза человеку, аще и мир весь приобрящет, душу же свою, созданную по образу Божию, искупленную дорогой ценой крови Сына Божия, погубит (Мр. 8.36)? Братие! Кого паче славословить должно, как не Господа, Творца, Промыслителя и Искупителя нашего? Кому благоугождать и чем? Единому Искупителю нашему – святой жизнью да благоугождаем. Да ублажаем и Матерь рода Христианского, Матерь Бога Слова, преуспевая в Христианских добродетелях, благовестствуя день от дне, от утра до вечера дней наших спасение, дарованное нам в Иисусе Христе, Ему же слава и держава. Аминь.

 

Илиодор (Чистяков), архиепископ Курский.

Из книги «Слова и беседы, произнесенные к Курской пастве». СПб., 1844г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели