Глава четырнадцатая, в которой Афон и Кунье становятся ближе

Контур храма 333-01В начале 20-го столетия, несмотря на Русско-японскую войну и революцию 1905 года, приход переживал небывалый подъем. И не только наш куньевский, но и окрестные. Шли полным ходом стройки, ремонты, реконструкции, росписи. К Покровскому храму пристраивали два придела: южный — в честь Иверской иконы Божией Матери и северный — в честь Владимирской иконы Божией Матери. На святой горе Афон в Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903 году специально для нашего храма была написана большая икона Божией Матери, именуемая Иверской. На ее обороте и ныне можно прочесть напутственную надпись:

Иверская 2013«Икона сия писана и освящена на святой горе Афонской в русском св. Великомученика и Целителя Пателеимона монастыре, от коего послана в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Кунью, в благословение христолюбивым людям, в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию притекающим к Всеблагой Владычице  мира и умиленно молящимся к Ней пред Пречистым Ея образом».

У Курской губернии, а особенно у Старого Оскола, с Афоном были свои крепкие и давние связи. Там бывали наши паломники. Туда из Курского края отправлялись будущие послушники. В свою очередь куряне рады были принять у себя афонитов, отправленных в Россию за сбором пожертвований. Наши земляки внесли свою посильную лепту в благоукрашение афонских храмов. А курские храмы украсились иконами афонского письма. Радует, что многие из них были в годы богоборчества сохранены богобоязненными и благочестивыми христианами. К этим святыням и ныне прикладываются верующие с особым трепетом.

Многих курян тянуло (да и тянет) на Святую Гору «некое непреодолимое влечение»[1]. В первой половине XIX века на Афон из Старого Оскола, превратившегося из крепости в тихий уездный купеческий городок, отбыла большая группа. В ее составе был и будущий знаменитый духовник Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Иероним (в миру Соломенцов Иван Павлович). У него появились многочисленные духовные чада в России, с которыми старец поддерживал переписку. Не забывал отец Иероним и о своем родном городе. В одном из писем он информировал адресата, что послал в Старый Оскол «иконы  и мощи святого Пантелеимона»[2]. В другом сообщал: «Икону в Белгород послали»[3].

Связи Афона и Курского края не ослабевали и после смерти иеросхимонаха Иеронима, последовавшей в 1885 году. Среди афонской братии были и уроженцы сел нашего прихода. 24 мая 1903 года в афонский Свято-Пантелеимонов был принят Косьма Игнатов из хутора Долгого. Известно, что родился он в 1875 году в семье крестьян Феодосия и Марии. В изданном недавно «Монахологии» есть даже его словесный портрет: «Рост средний, волосы русые, глаза карие… пострижен в рясофор 29 марта 1907 года. Послушание проходил в обители в канцелярии, в 1907-1911 годах на подворье в Москве»[4]. Затем вернулся на Афон, но в 1914 году снова был отправлен в Москву, где и скончался в 1922 году. Вслед за монахом Косьмой Игнатовым пришел на Афон и его младший брат Петр (1886 года рождения). Его приняли на послушание в монастырь 25 июля 1912 года[5]. Однако его судьба сложилась не так, как у брата. В 1915 году Петра Федосеевича призвали на фронт и вернуться на Афон ему уже не пришлось. Впрочем, о Петре Игнатове мы расскажем позднее, когда дойдем до описания приходских событий периода Гражданской войны и коллективизации.

схииеродиакон АфросидийА сейчас несколько слов еще об одном нашем земляке, ставшем насельником афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в начале 20 века. Это схииеродиакон Афросидий (в миру Афанасий Маклаков). Родился он в 1885 году в семье простых крестьян из села Кунье Георгия и Анисии. В монастырь был принят 24 марта 1908 года. Через три года его постригли в рясофор, а еще через четыре года — в мантию. Однако, несмотря на это, «по требованию Солунского консула в 1916 году /отец Афросидий/ был мобилизован на войну, на  Солунский фронт»[6]. Возвратился он в монастырь лишь через три года. 5 мая 1924 года митрополит Антоний (Храповицкий) рукоположил нашего земляка в сан иеродиакона. Через шесть лет иеродиакон Афросидий принял схиму. Свой земной путь он завершил 14 марта 1958 года.

Иверская икона Божией Матери, как мы уже говорили выше, появилась в нашем храме в 1903 году. А через девять лет афонские иконописцы написали для куньевской церкви еще один образ, ставший для нас особенно дорогим. Большую икону святого великомученика Пантелеимона Целителя из Кунье легко узнать по мощевичку, появившемуся не так давно, и по следу от пули — яркой иллюстрации к рассказам об эпохе господства воинствующих безбожников.

___________________________________

[1] Жизнеописание иеросхимонаха Иеронима, старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря / Сост. Н.С.Посадский. М., 2012. — с.30.

[2] Духовное наследие иеросхимонаха Иеронима, старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря/ Сост. Н.С.Посадский. М., 2012. — с.372.

[3] Там же. — с.391.

[4] Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Святая гора Афон, 2013. Том 2. — с.502.

[5] Там же. — с.568.

[6] Там же. — с.89.

Священник Владимир Русин

Из книги «Кунье: 330 лет и 3 года одного прихода»

(Продолжение следует читать)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели