Иерей Петр Дагаев был достаточно заметной фигурой в церковной жизни уезда. Он входил в состав благочиннического совета 4-го Старооскольского округа, избирался в ученый совет Старооскольского духовного училища, нес послушание церковного следователя. До революции 1917 года семья куньевского священника имела две с четвертью десятины усадебной земли, 22 десятины церковного надела, дом в пять комнат, два амбара, лошадь и корову.
Отец Петр с 1993 по 1929 год (с небольшим перерывом) жил в Кунье. Никто из настоятелей нашего храма за всю его историю не смог, если так можно выразиться, «побить этот рекорд». Здесь у батюшки Петра и его матушки Варвары родились все их дети. Но лишь один из сыновей Дагаевых стал священником. Иаков.
![Яков Петрович Дагаев](http://kunye.cerkov.ru/files/2016/06/Яков-Петрович-Дагаев-101x150.jpg)
Яков Петрович Дагаев
Иаков Петрович появился на свет 13 октября 1895 года. Восприемниками при его крещении были священник села Средние Апочки Алексей Петрович Мартынов и капитанская вдова Серафима Ивановна Молчановская из Старого Оскола. В 1911 году Иаков окончил Старооскольское духовное училище. А в апреле 1917 года получил свидетельство об окончании полного курса Курской духовной семинарии. В свидетельстве оговарилось, что «в случае непоступления на службу по духовному ведомству, или на учебную службу в начальных и церковно-приходских школах Яков Дагаев обязан возвратить духовному ведомству сумму, употребленную на казенное его содержание в семинарии, в размере 172 р. 50 коп.». Однако, после всех потрясений, которые принес 1917 год, эта оговорка потеряла свою силу. Церковные школы прекратили существование после известного декрета 1918 года. А служба в духовном ведомстве превратилась в непрерывное исповедничество, нередко завершающееся мученическим венцом. К такому подвигу не всякий выпускник духовной школы был готов.
Неизвестно, как сложилась бы судьба Якова Дагаева, если бы в 1920 году он не получил предложения стать священником куньевской церкви. Всю зиму прихожане Покровского храма ожидали возвращения отца Петра, выбывшего из села еще в конце осени. Но от него не было никаких вестей. Прошло Рождество Христово, начался Великий Пост, приближалась Пасха. А от исчезнувшего батюшки не было ни слуху, ни духу.
Наконец, 24 марта 1920 года на церковно-приходском сходе в доме псаломщика Петра Игнатова было принято решение просить у священноначалия назначить в Кунье нового настоятеля. Председательствовал на этом собрании Стефан Яковлевич Косаров. Его товарищем был Иван Стефанович Шестаков. А обязанности секретаря исполнял Иван Лихачев. Жители деревни Ржавец и хутора Игнатов (или по-другому Долгое) прислали на сход своих представителей. Кто именно представлял ржавских прихожан я так и не смог расшифровать. (Уж больно почерк неразборчивый).
А вот за хуторских голос подавал Петр Федосеевич Игнатов. (Тот самый бывший послушник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, которого мобилизовали на фронт после начала Первой Мировой войны и который уже не смог вернуться на Святую гору из России, объятой пламенем Гражданской войны).
Свои подписи под протоколом поставили Михаил Часовских, Василий Сотников, И.Маклаков, Чучуков, Хайминовы и другие участники схода[1]. Яков Дагаев, «несмотря на тяжелое положение духовенства», дал свое согласие и написал прошение о рукоположении в священный сан на имя владыки Назария, архиепископа Курского и Обоянского.
«Покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство назначить меня временно исполняющим обязанность священника при Покровской церкви села Кунья (в документах тех лет часто встречается именно такой вариант написания названия села. — прим.автора) Ястребовской волости Старооскольского уезда Курской епархии, на место отца моего, священника Петра Дагаева, находящегося в безвестном отсутствии».
К прошению прилагалось свидетельство об окончании Курской духовной семинарии, метрическая выпись, протокол собрания граждан села Кунье, а также удостоверение священника Иоанна Самойлова из села Никольское, в котором он подтверждает факт долговременного отсутствия на куньевском приходе о. Петра Дагаева[2].
Ожидать положительной резолюции на это прошение нельзя было, не решив одного важного вопроса. Кандидат в священники был холост. К началу лета с Божьей помощью появилась и кандидатка в будущие матушки.
2 июня 1920 года в Христо-Рождественской церкви села Верхние Апочки Тимского уезда состоялось таинство венчания Якова Дагаева и Зинаиды Воейковой. Таинство совершил священник И. Королев в сослужении диакона Ефрема Тимофеева. А через две недели ставленник Я.П. Дагаев уже был в Курске, где отвечал на вопросы ставленнической анкеты. Отпечатанные до революции формы допросного листа к тому времени уже все вышли, и Якову Петровичу пришлось все писать самому. А, следовательно, это дало ему возможность еще раз испытать свое сердце и глубже прочувствовать важность и ответственность предстоящего служения:
«… Рукоположения в иерейский сан ищу для славы Божией и спасения души, с искренним намерением послужить Святой Церкви, как святых отцов правила и церковные уставы повелевают». Ставленник обязался «всякое священнодействие и молитвословие совершать по чинопоследованию церковному с благоговением, довольствуясь добровольным за то даянием от своих прихожан». Во время присяги накануне рукоположения Яков Дагаев клялся, что желает «провождать жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, иметь в мыслях не свою честь или выгоду, но славу Божию, благо Святой Церкви и спасение ближних».
И вот 6 июля архиепископом Курским и Обоянским Назарием (Кирилловым) в Курском Знаменском соборе ставленник Иаков Дагаев был рукоположен в сан диакона. (При рукоположении руководил иеродиакон Иустин). А на следующий день в том же соборе, но уже епископом Рыльским Никоном (Пурлевским), викарием Курской епархии, новопоставленный диакон Иаков был рукоположен в сан иерея. (При рукоположении руководил иеромонах Иеремия).
8 июля, отслужив вечерню, утреню и раннюю Литургию, священник Иаков Дагаев заслужил удовлетворительную оценку наблюдавшего за ходом службы иеромонаха Феофана и по указанию епископа Никона был отпущен на приход в село Кунье.
А там его ждали не только прихожане, но и вернувшийся из «безвестного отсутствия» отец.
___________________________________________
[1] ГАКО. Ф.750. Оп.2л. Д.534. Л.10.
[2] Там же. Л.9.
Священник Владимир Русин
Из книги «Кунье: 330 лет и 3 года одного прихода»
(Продолжение следует читать)