История Варваринского женского монастыря, некогда существовавшего в деревне Сомовка, продолжает дополняться новыми фактами. И порой поступают они из самых неожиданных мест. К примеру, прошлой осенью мы получили письмо от послушника Троице-Сергиевой лавры Павла Хахонина, который рассказал о судьбе монахини Паисии — келейницы последней игумении Сомовского монастыря. Мать Паисия и некоторые другие бывшие насельницы обители после ее закрытия проживали в селе Большие Ясырки Эртильского района Воронежской области. Окормлялись они у известного воронежского подвижника схиигумена Митрофана (Мякинина). О нем можно прочесть в книге «С крестом и Евангелием», изданной Задонским мужским монастырем в 2009 году. Есть в этом издании и краткая характеристика самой монахини Паисии: «Мать Паисия вела строгую жизнь — она попала в монастырь восьми лет и с детства впитала в себя дух монастырской жизни, соблюдала все иноческие правила и уставы». Впоследствии она была келейницей отца Митрофана, скончавшегося в 1964 году. А сама монахиня Паисия отошла в вечность в 1970-е годы, приняв великую схиму. Так что поминать ее надо как схимонахиню Пахомию. Похоронена она на кладбище села Малые Ясырки.
Кроме этого Павел Хахонин выслал нам копию фотографии еще одной из насельниц Сомовской обители — монахини Митрофании, почившей 30 апреля 1913 году и похороненной на старом монастырском кладбище в Сомовке. Автор подписи, сделанной на обороте фотоснимка, ласково именует ее старицей. Фото было приобретено у торговцев стариной.
Некоторые новые сведения содержатся и в справке, которую по запросу администрации Горшеченского района подготовили сотрудники Государственного архива Воронежской области. Они отыскали указание на то, что 3 апреля 1926 года церкви и здания бывшего Сомовского монастыря (уже занятого на тот момент детской колонией) были взяты на учет Воронежской губкомиссией по учету и реализации госфондов. Несколько месяцев спустя, а точнее — 20 сентября 1926 года, Президиум Воронежского губисполкома разрешил Нижнедевицкому уездному исполкому «продать здание бывшей церкви при Сомовской детколонии, передав сумму в фонд по восстановлению муниципальных строений». Интуиция подсказывает, что эту дату следует считать началом активного разрушения монастырской церкви. Вероятно, продали ее на стройматериал.
Буквально на днях в Государственном архиве Курской области нам удалось отыскать еще некоторые упоминания о Сомовском монастыре. В номере газеты Ясеновского района «За большевицкие колхозы» от 7 ноября 1935 года целая полоса была посвящена «прошлому деревни Ёшенки», вплотную примыкавшей к Сомовке. Одна из заметок, написанная безымянным корреспондентом по рассказам некоего деда Игната, называется «Вместо школы барин построил монастырь». Под заметкой — картинка: здание с двумя крестиками, напоминающее толи недостроенный дом игумении, толи недоразрушенный храм. Впрочем, было бы наивно ожидать точности от ясеновских газетчиков 1930-х годов, не занимавшихся свободным историческим исследованием, а прилежно выполнявших соцзаказ.
Деду Игнату показалось, что в монастыре были четыре (!) церкви. (Тут невольно приходит на ум известный комедийный персонаж с тремя магнитофонами). Вспоминал старожил, что «представители церкви ежедневно приглашали темных крестьян богу молиться». (Вот это уже ближе к истине. Богослужения в монастыре совершались каждый день). Весьма оригинально излагает дед Игнат версию возникновения Сомовской обители: «Барин Сомов на требование мужиков построить школу, выстроил девичий монастырь». И все же, справедливости ради, добавляет: «Правда, в монастыре школа была…». Таким образом, барин (а вернее, барыня — Варвара Петровна Сомова) построила и школу, и медицинский пункт, и социальный приют и многое другое при непосредственном участии насельниц монастыря.
Однако школьная программа деду Игнату не понравилась. Занятия начинал диакон с молитвы. Читать дети учились по Псалтыри под руководством монахинь. Священную историю преподавал батюшка. Но, видимо, дедушка Игнат не отличался прилежанием и потому за две учебных зимы, по своему собственному признанию, не освоил грамоту…
Несмотря на оживление интереса к истории Сомовского монастыря, на публикации в прессе и интернете, выход брошюры и документального фильма, его прошлое таит еще много загадок. До сих пор не удалось найти исторический очерк, который готовился в 1914 году к 50-летию обители. Не найдены подробные документы, проливающие свет на последние годы существования монастыря. Да и вызывает сомнение, что процесс угасания монастырской жизни вообще документировался. Кажется, что еще при живых монахинях монастырские здания и утварь начали растаскивать, как растаскивают и сейчас те вещи, которые устанавливаются на территории бывшего монастыря усердием горшеченских казаков и всех, кто благоговейно хранит память о разрушенной обители.
Священник Владимир Русин
газета «Маяк» 1 января 2016 г