Загадки Сомовского монастыря

История Варваринского женского монастыря, некогда существовавшего в деревне Сомовка, продолжает дополняться новыми фактами. И порой поступают они из самых неожиданных мест. К примеру, прошлой осенью мы получили письмо от послушника Троице-Сергиевой лавры Павла Хахонина, который рассказал о судьбе монахини Паисии — келейницы последней игумении Сомовского монастыря. Мать Паисия и некоторые другие бывшие насельницы обители после ее закрытия проживали в селе Большие Ясырки Эртильского района Воронежской области. Окормлялись они у известного воронежского подвижника схиигумена Митрофана (Мякинина). О нем можно прочесть в книге «С крестом и Евангелием», изданной Задонским мужским монастырем в 2009 году. Есть в этом издании и краткая характеристика самой монахини Паисии: «Мать Паисия вела строгую жизнь — она попала в монастырь восьми лет и с детства впитала в себя дух монастырской жизни, соблюдала все иноческие правила и уставы». Впоследствии она была келейницей отца Митрофана, скончавшегося в 1964 году. А сама монахиня Паисия отошла в вечность в 1970-е годы, приняв великую схиму. Так что поминать ее надо как схимонахиню Пахомию. Похоронена она на кладбище села Малые Ясырки.

Сомовка-м.Паисия-слева

Монахини в послевоенное время, слева — м. Паисия

Кроме этого Павел Хахонин выслал нам копию фотографии еще одной из насельниц Сомовской обители — монахини Митрофании, почившей 30 апреля 1913 году и похороненной на старом монастырском кладбище в Сомовке. Автор подписи, сделанной на обороте фотоснимка, ласково именует ее старицей. Фото было приобретено у торговцев стариной.

Сомовка-монахиня-1913

монахиня Митрофания

Некоторые новые сведения содержатся и в справке, которую по запросу администрации Горшеченского района подготовили сотрудники Государственного архива Воронежской области. Они отыскали указание на то, что 3 апреля 1926 года церкви и здания бывшего Сомовского монастыря (уже занятого на тот момент детской колонией) были взяты на учет Воронежской губкомиссией по учету и реализации госфондов. Несколько месяцев спустя, а точнее — 20 сентября 1926 года, Президиум Воронежского губисполкома разрешил Нижнедевицкому уездному исполкому «продать здание бывшей церкви при Сомовской детколонии, передав сумму в фонд по восстановлению муниципальных строений». Интуиция подсказывает, что эту дату следует считать началом активного разрушения монастырской церкви. Вероятно, продали ее на стройматериал.

Буквально на днях в Государственном архиве Курской области нам удалось отыскать еще некоторые упоминания о Сомовском монастыре. В номере газеты Ясеновского района «За большевицкие колхозы» от 7 ноября 1935 года целая полоса была посвящена «прошлому деревни Ёшенки», вплотную примыкавшей к Сомовке. Одна из заметок, написанная безымянным корреспондентом по рассказам некоего деда Игната, называется «Вместо школы барин построил монастырь». Под заметкой — картинка: здание с двумя крестиками, напоминающее толи недостроенный дом игумении, толи недоразрушенный храм. Впрочем, было бы наивно ожидать точности от ясеновских газетчиков 1930-х годов, не занимавшихся свободным историческим исследованием, а прилежно выполнявших  соцзаказ.

Деду Игнату показалось, что в монастыре были четыре (!) церкви. (Тут невольно приходит на ум известный комедийный персонаж с тремя магнитофонами). Вспоминал старожил, что «представители церкви ежедневно приглашали темных крестьян богу молиться». (Вот это уже ближе к истине. Богослужения в монастыре совершались каждый день). Весьма оригинально излагает дед Игнат версию возникновения Сомовской обители: «Барин Сомов на требование мужиков построить школу, выстроил девичий монастырь». И все же, справедливости ради, добавляет: «Правда, в монастыре школа была…». Таким образом, барин (а вернее, барыня — Варвара Петровна Сомова) построила и школу, и медицинский пункт, и социальный приют и многое другое при непосредственном участии насельниц монастыря.

Однако школьная программа деду Игнату не понравилась. Занятия начинал диакон с молитвы. Читать дети учились по Псалтыри под руководством монахинь. Священную историю преподавал батюшка. Но, видимо, дедушка Игнат не отличался прилежанием и потому за две учебных зимы, по своему собственному признанию, не освоил грамоту…

Сомовка-1935-газета

Та самая газета Ясеновского района «За большевицкие колхозы»

Несмотря на оживление интереса к истории Сомовского монастыря, на публикации в прессе и интернете, выход брошюры и документального фильма,  его прошлое таит еще много загадок. До сих пор не удалось найти исторический очерк, который готовился в 1914 году к 50-летию обители. Не найдены подробные документы, проливающие свет на последние годы существования монастыря. Да и вызывает сомнение, что процесс угасания монастырской жизни вообще документировался. Кажется, что еще при живых монахинях монастырские здания и утварь начали растаскивать, как растаскивают и сейчас те вещи, которые устанавливаются на территории бывшего монастыря усердием горшеченских казаков и всех, кто благоговейно хранит память о разрушенной обители.

Священник Владимир Русин

газета «Маяк» 1 января 2016 г

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели