Протоиерей Леонид Духовской (†1937г). О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ.

 

«Боже, милостив буди мне, грешнику» (Лк. 18.13)

За три недели до Святой Четыредесятницы Святая Церковь приготовляет нас к подвигам Великого поста. В нынешнем Евангельском чтении в 1-ю приготовительную неделю к Великому посту Господь Иисус в притче о мытаре и фарисее дает нам образ истинной, угодной Богу и спасительной молитвы. И как благовременно это наставление Господа! И всегда необходима нам молитва, но теперь, когда наступают дни Великого поста – дни покаяния, молитва нам необходимее, чем когда-либо в другое время. Вникнем же внимательнее в притчу Господню.

Два человека, начал Господь Свою дивную притчу, вошли в Церковь помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. И хорошо сделали эти два человека, что пришли помолиться в церковь. Молиться, т.е. возноситься умом и сердцем своим к Богу, Творцу и Промыслителю мира, прославлять Его за Его чудные дела и совершенства, благодарить Его за Его милости и умолять Его о помощи в своих нуждах духовных и телесных – это есть потребность для души всякого человека  без различия звания, состояния, пола или возраста. Она имеет такое же значение в жизни духовной, какое дыхание или пища в жизни телесной. «Кто не молится Богу и не имеет усердия постоянно беседовать с Ним, тот мертв, бездушен, бессмыслен». Молитва есть пища души, дыхание духа. И какое же лучшее место для молитвы, как не храм – этот «дом Божий, дом молитвы», где Он благоволит являть Свое невидимое, благодатное присутствие, где все – умилительные богодухновенные песнопения и молитвословия, благоуханный фимиам, назидательные обряды – способно возбуждать и питать в душе нашей чувства благословения, умиления, все располагает к отрешению от житейской суеты и возводит к нашему горнему, небесному отечеству! И вот сюда-то, в храм Божий, вошли однажды, говорит Иисус Христос, с одною и тою же святою целью – помолиться два человека: один фарисей, а другой мытарь. Кто такие эти фарисеи?

Имя «фарисей» значит «отделенный», потому что фарисеи, будучи жаркими ревнителями Закона Моисея и особенно так называемых преданий старцев (Ион 9.28) любили выделяться в глазах народа наружными добродетелями, они много и долго молились на площадях и перекрестках, в посты ходили унылыми, неумытыми, непричесанными, в худой одежде, творили милостыню напоказ и вообще, все дела свои делали с тем, чтобы видели их люди. Есть и теперь много таких людей лицемерных! Но ревнуя о внешнем исполнении Закона, они оставляли без исполнения важнейшее в Законе – суд, милость и веру. А кто такие мытари? Сборщики подати в пользу римского правительства. Иудеи ненавидели их за то, что они часто требовали больше определенного им, допускали при сборе пошлин притеснения, вымогательство и т.п. За то их считали людьми грешными и нечестивыми. Итак, в церковь помолиться вошли мнимый праведник фарисей и общепризнанный грешник мытарь. Иудеи, как и мы теперь, в храме во время молитвы стояли. Но как различна была молитва того и другого по чувствам и настроению! Фарисей, став отдельно от других, на особенно видном месте, как можно ближе к святилищу, гордо и смело, с сознанием правоты и нравственного превосходства с поднятыми к небу руками и глазами молился: «Боже, хвалу Тебе воздаю». Так как фарисеи считали себя великими праведниками, как у нас считают себя сектанты разных толков, то и этот фарисей, войдя в храм, приносит Богу молитву благодарственную, соединенную с гордостью, порицанием и осуждением ближних. «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди, хищники, неправедники, прелюбодеи или, как этот мытарь. Я не нарушил ни шестой, ни седьмой, ни восьмой, ни какой-либо иной Заповеди. Я пощусь два раза в неделю, хотя Закон назначал поститься только один раз году. Именно в 10-й день 7-го месяца – в день очищения. А он, сверх того, постится еще два раза в неделю: в четверг – в память того, что Моисей восходил на гору Синайскую и начал там сорокадневный пост, и в понедельник – в память схождения его с горы по окончании поста. Затем, на содержание храма и служителям его даю часть из всего, что приобретаю. Но, думая все это, он далек был от совершенства. Он как бы забыл, что кроме постов и десятины, есть важнейшее в Законе: «суд, милость и вера» (Мф. 23.23).

Совершенную противоположность Моисею представляет мытарь. Идя молиться, он едва дерзает переступить порог святого храма и, как недостойный, останавливается «вдали» от святилища. Он сознает глубину своего падения, стыдится своих грехов, от стыда и смущения, «не смея даже поднять глаз своих на небо». Мигом пронеслась пред ним вся его преступная жизнь. И вот он поник лицом своим к земле. Он скорбит, он сокрушается, он плачет о грехах своих и, в знак глубокой внутренней скорби и самообвинения, ударяет себя в грудь, это вместилище порочного сердца, и, чувствуя непомерную глубину своего падения, всю тяжесть грехов своих, ждет спасения себе только от Бога, уповает единственно на бесконечное милосердие Божие. «Боже, милостив буди мне грешнику», — повторяют его уста. Кратка была молитва мытаря: всего несколько слов, но в ней он, как Давид в покаянном псалме, выразил и чувство своего недостоинства, и скорбь, и сознание своего бессилия спастись, и смиренную надежду на милосердие Божие. Словом, молитва мытаря была исполнена таких чувств и расположений, которые угодны Богу. Она была наилучшей, ибо «жертва Богу – дух сокрушен».

И действительно, молитва мытаря, исходившая от сокрушенного и смиренного сердца, как фимиам благоуханный, взошла на небо пред лице Господне и изнесла ему оттуда благодатное утешение и оправдание. Он пошел в свой дом оправданным, а фарисей – осужденным, ибо, как говорит Сам Христос, всякий возвышающий себя, будет унижен, а унижающий себя – возвышен. Фарисей не получил пользы от своей молитвы, он вышел из храма с тем же холодным сердцем, с каким и вошел. Не позаботился сознать свои недостатки. Мытарь же пошел с отрадным чувством примирения с Богом, посреди душевных мук он возродился для новой жизни и стал готов на добрые дела.

Итак, братья-христиане, истинная молитва, угодная Богу, и спасительная, исходит только из сердца смиренного. Только тогда она услышана будет Богом, когда она проникнута будет сознанием человеческой немощи, человеческого бессилия и когда окрыляется верою в Бога и надеждою на Его милосердие. Примером мытаря научимся и мы возносить молитвы наши к Богу с сознанием своей греховности, смирением и сокрушением сердечным. Не будем, подобно фарисею, хвалиться нашими добродетелями, и с сознанием своей греховности будем взывать, подобно мытарю: «Боже, милостив буди мне, грешнику».

 

Справка.

Протоиерей Леонид Духовской — узник Белгородской тюрьмы. 1929 г.

Рукопись проповеди была изъята сотрудниками НКВД при аресте протоиерея Леонида Духовского в декабре 1937 года. Сейчас она хранится в его следственном деле в архиве УФСБ по Белгородской области. Судя по тому, что в оригинале рукописи имеются исправления и зачеркивания, автором ее является сам священник.

Леонид Духовской — учащийся Курской духовной семинарии. Начало ХХ века.

Это надпись на обороте фотопортрета епископа Старооскольского ОНУФРИЯ (Гагалюка), который он подарил протоиерею Леониду Духовскому.

Священник с. Вязовое Грайворонского уезда Леонид Духовской, 20-е годы ХХ века.

 

Одно мнение на “Протоиерей Леонид Духовской (†1937г). О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели