Духовное наследие священномученика Онуфрия живо 

 80 лет назад был РАССТРЕЛЯН АРХИЕПИСКОП КУРСКИЙ ОНУФРИЙ (Гагалюк) 

Священномученик Онуфрий (Гагалюк) очень любил курских святых. «Какие вы счастливые, — говорил он курянам, когда приехал в наши края. – Какие у вас молитвенники! Святитель Иоасаф, преподобные Феодосий и Серафим…». А теперь в Соборе Курских святых и сам владыка Онуфрий, расстрелянный на Дальнем Востоке 80 лет назад — 1 июня 1938 года. В вечность он ушёл с титулом «архиепископ Курский и Обоянский».

Курской епархией священномученик Онуфрий управлял около двух лет: с 1933 по 1935 годы. До этого — более трёх лет был епископом Старооскольским. (Старый Оскол в то время входил в состав Курской области). А родом владыка из Холмской Руси, которая ныне окончательно растворилась в польском государстве. Даже имя главного города былой Холмщины теперь звучит на польский манер: «Хельм».

Мама будущего святого была полячкой. Но в документах его записывали по отцу, выходцу из Малороссии. Максим Гагалюк побудил свою будущую жену Екатерину перейти из католичества в православие. А на склоне лет она вслед за своим сыном приняла монашество. (Могила монахини Наталии (Гагалюк) на Никитском кладбище Курска хорошо известна верующим курянам. Нередко посещают её и иногородние паломники, интересующиеся жизнью новомучеников).

Господь благословил чету Гагалюк шестью чадами. Антон (самый младший сын и будущий священномученик Онуфрий) был пятым ребёнком. Родился он 2 апреля 1889 года. Жило семейство на опушке леса, так как отец работал лесником, сторожил лес. Погиб он, честно исполнив свой долг. Те же самовольные порубщики, которые смертельно ранили Максима Гагалюка, сожгли дом, в котором проживало его семейство.

Поражает, что именно в это время Господь открыл пятилетнему мальчику Антону, лишившемуся отца и ставшего скитальцем, что в дальнейшем он станет епископом. Но до этого события было ещё почти три десятка лет. Ещё предстояла жизнь в приюте, учёба в училище, семинарии, а затем и академии. Затем пострижение в монашество, рукоположение в священный сан и труды на педагогическом поприще. Только в 1923 году епископат Русской Церкви пополнил епископ Елисаветградский Онуфрий (Гагалюк). Он сохранил чистоту веры и тогда, когда многие поддались соблазну обновленчества и старались выжить в новых условиях ценой отступления от церковных канонов.

Вслед за рукоположением во епископа и первой Литургией в своём кафедральном городе началось полугодовое странствие нового архиерея по тюрьмам разных городов. Полной свободы за 15 лет своего архиерейского служения владыка Онуфрий так и не увидел. Из тюрьмы он отправлялся в ссылку, а из ссылки – под надзор. За каждым его шагом следили. В каждой его проповеди пытались найти информацию для будущих следственных дел, не подозревая, что собирают материал для жития.

Вот и в Курске архиепископ Онуфрий находился под пристальным наблюдением органов ОГПУ-НКВД. Ему запрещали объезжать епархию. Служить разрешалось лишь в одном храме. В 1933 году это была Благовещенская церковь, в которой находилась кафедра предшественников владыки: архиепископа Дамиана (Воскресенского) и епископа Памфила (Лясковского). Затем власти решили закрыть этот храм, и владыка перешёл в Преображенский. А когда и его закрыли, архиерей вынужден был перейти в Нижне-Троицкий. Он стал последним храмом, в котором служил владыка до своего ареста, последовавшего в июле 1935 года.

За два с половиной месяца, пока длилось следствие, архиепископ Онуфрий был допрошен 17 раз. Дважды его вызывали на очные ставки. По одному делу с архиереем проходили игумен Мартиниан (Феоктистов), диакон Василий Гнездилов, псаломщик Александр Вязьмин, протоиерей Ипполит Красновский и священник Виктор Каракулин. Двое последних так же прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Многие из священнослужителей, допрошенных по делу владыки в качестве свидетелей, вскоре сами попали под следствие.

Уже после мученической кончины архиепископа Онуфрия были чудесным образом обретены его сочинения (проповеди, статьи, письма). Очередной раз подтвердилось выражение апостола Павла: «Для слова Божия нет уз» (2 Тим. 2.9). Духовное наследие святого востребовано и вдохновляет читателей на добрую христианскую жизнь.

В Старом Осколе к 80-летию расстрела  владыки издана «Симфония по творениям священномученика Онуфрия». А в Курской митрополии подготовлена к изданию брошюра «Вопрос о спасении по сочинениям Филарета (Дроздова), митрополита Московского». Это кандидатская работа иеромонаха Онуфрия (Гагалюка), которая увенчала его учёбу в Санкт-Петербурской духовной академии и была издана в 1915 году. Позднее она не переиздавалась.

Священник Владимир Русин

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели