Глава двенадцатая, в которой наш храм становится трехпрестольным

Контур храма 333-01Иерей Феодор Флоринский заполнил метрику Академии Художеств 27 января 1887 года. А с мая в приходских документах мы видим имя священника из Баранова Павла Антонова. 22 декабря того же года в Кунье получил назначение отец Василий Иваницкий. Он прослужил у нас без малого пять лет. Это при нем в 1892 году наблюдалось рекордное для нашего прихода число рождений — 108. Однако сам батюшка в том же году 24 ноября скоропостижно скончался. Отпевал его священник Иаков Лимаров из села Геросим.

В 1893 году в Кунье прибыл священник Петр Петрович Дагаев, отдавший нашему храму 36 лет своей жизни. Ни один из выявленных куньевских настоятелей столько лет здесь не священствовал.

Неудивительно, что «дагаевский» период истории прихода оказался самым драматичным. Ведь на него выпали три революции, три войны, несколько эпидемий и антирелигиозных кампаний. Но первую половину этого периода можно считать расцветом перед суровыми испытаниями. В это время храм преобразился. В Кунье проживало более тысячи человек. В селе имелось два хлебозапасных магазина, две маслобойни, водяная мельница и винная лавка[1]. Хотя последнее учреждение более работало на разрушение села, чем на его созидание. Два раза в год проводились ярмарочные торги: летом после праздника Владимирской иконы Божией Матери и осенью после Покрова Пресвятой Богородицы[2].

В начале XX века возникла необходимость и (что не менее важно) появилась возможность сделать куньевскую церковь более просторной и величественной. К осени 1902 года Курский епархиальный архитектор Владимир Григорьевич Слесарев  подготовил проект расширения храма. В проекте объяснялось: каким именно образом планируется пристроить к основному зданию церкви два придела.

6 сентября 1902 года Курская Духовная Консистория направила этот документ в строительное отделение Курского Губернского Правления. 20 февраля 1903 года проект получил одобрение губернского архитектора, который все-таки счел необходимым сделать ряд поправок, касающихся симметрии пристраиваемых частей. 28 февраля Губернский инженер, архитектор и старший делопроизводитель подписали Протокол. Содержание этого, в общем-то, типового для тех времен документа, думаем, будет интересно не только профессиональным строителям и инструкторам по технике безопасности. Поэтому приведем из протокола обширную цитату:

«Строительное Отделение Губернского Правления, рассмотрев присланный Духовной Консисторией проект на расширение каменной церкви в с. Куньем[3], состоящем в Старооскольском уезде, находит его составленным правильно, законно и цели своей соответственным, а потому полагает: утвердить таковой проект надлежащими подписями и затем возвратить его в Курскую Духовную Консисторию. О сем дать знать Старооскольскому Уездному Полицейскому Управлению, на тот предмет: а) чтобы строителями этой церкви в точности было выполнено изложенное в ст. 240 Строительного Устава правило, а равно и циркулярное распоряжение Г. Министра Внутренних Дел от 26 мая 1864г. за №99 о том, чтобы двери главных выходов отворялись непременно наружу, б) чтобы ежегодно, на основании циркуляра Г. Министра Внутренних Дел от 26 января 1867гю за №914 пп. 4 и 5, от архитектора, который обяжется пред строителями иметь наблюдение за правильным производством работ, была отбираема подписка и доставляема в Губернское Правление, и в) чтобы в точности было соблюдаемо изложенное в параграфе 131 Высочайше утвержденного урочного положения для строительных работ правило о том, чтобы леса при каменных сооружениях для поднесения материалов и хождения рабочих, во избежание увечья людей и вообще несчастных случаев, были устраиваемы прочно, всходы были с перилами и стойками и чтобы пальцы скреплялись железом»[4].

Такое внимательное отношение со стороны светских властей к церковному строительству говорит о том, что в ту эпоху постройка и реконструкция каждого храма были делами государственной важности. Составленный протокол отправился на утверждение господина губернатора и, по всей видимости, был утвержден. 23 апреля 1903 года епархиальный архитектор Слесарев дал подписку с обязательством «наблюдать в технических отношениях за расширением церкви в селе Кунье в лето сего года»[5]. Вскоре и Старооскольское Уездное Полицейское Управление рапортовало в Курск о готовности контролировать стройку в Кунье.

Два последних документа через год пришлось продублировать, так как в один строительный сезон куньевцы не уложились. Следовательно, привычный для нас вид Покровский храм в селе Кунье приобрел в 1904 году.

Поскольку не было приделов, то и иконостасов резных там не могло быть. Да, и устройство центрального образцового четырехярусного резного иконостаса — дело, более близкое к нам по времени. В прошлых главах мы могли удостовериться, что еще в 1887 году здесь иконостас был более чем скромный, в два яруса.

__________________________________

[1] Никулов А.П. Оскольский край… — с.319.

[2] Там же. — с.372.

[3] Так в оригинале.

[4] ГАКО. Ф.33. Оп.2. Д.10311.

[5] Там же.

(Продолжение следует читать)

Священник Владимир Русин

Из книги «Кунье: 330 лет и 3 года одного прихода»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели