Первый раз село Кунье «попало в переплет» в 1927 году, когда Московское товарищество писателей издало повесть Дмитрия Крутикова «Целина»[1]. Речь в ней идет о становлении советской кооперативной торговли на селе. Героев своего литературного произведения Крутиков поместил в населенный пункт с названием Кунье — эдакое дремучее царство, равнодушное к революции болото. «Крепко держится Кунье за устои прадедовы. Подпирают бабьи молитовки колокольный звон да ладанный дымок в церковке…»[2]. Но достоверных сведений по истории края мы из «Целины» не извлечем. Оно и понятно. Повесть-то не документальная.
Церковь в крутиковской повести не Покровская, а «Засим-Савватьевская». Да еще и с часами. Имя священника Симеон, а не Петр. И он, естественно, у Крутикова — персонаж отрицательный (на пару с кулаком-мироедом открывает в селе торговую точку). Этому тандему противостоит персонаж «положительный» — Родька, «всеми фронтами исполосканный, всеми революциями обтертый»[3], ставший первой ласточкой советской потребкооперации. Даже природно-климатическое описание местности, где развиваются конкурентная борьба мелкого нэпмана и хитрого служителя культа с начинающим советским купцом, не совпадает с реалиями настоящего Кунье.
И все-таки, надо полагать, что в нашем селе Дмитрий Иванович бывал. На заре советской власти Крутиков приезжал в Кунье, чтобы собирать… Да, нет, не материал для литературного творчества, а печально известный продналог. Видать, неласково приняли его куньевские мужики и бабы, раз писатель отомстил им целой повестью[4].
И все-таки чаще жителям Кунье доставалось не от «московских писателей», а от корреспондентов районной газеты.
______________________________________________
[1] Переиздание. Крутиков Дм. Люди конные. Рассказы. Целина. Повесть. Белгород, 1962. — с.137-204.
[2] Крутиков Дм. Люди конные. Рассказы. Целина. Повесть. Белгород, 1962. — с.140.
[3] Там же. — с.144.
[4] Более подробно о писателе Д.И. Крутикове мы писали в книге «Иное Кунье» (см. с.38-39).
(Продолжение следует читать)
Священник Владимир Русин
Из книги «Кунье: 330 лет и 3 года одного прихода»